?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

летние истории-1-Начало.
летние истории-2-Красоты на обочине.
летние истории-3-В гости.
летние истории-4-Покатушки.
летние истории-5-Застройка.
летние истории-6-В гостях у сказки.
летние истории-7-Ароматотерапия.
летние истории-8-Путевые заметки.
летние истории-9-Храм по дороге.
летние истории-10-Данилов.
летние истории-11-Чудеса продолжаются!

"Одна феечка увидела цветочки и заявила,
что это только еще преамбула.
Амбула, мол, впереди."
(с) Андрей Дукельский


Продолжаем дозволенные речи...
Поскольку об этом храме я ничего не знала, то всю информацию нашла в сети, ну кроме той, что нам поведали две тётеньки-послушницы (или трудницы?) которые нас встретили в храме и с большим удовольствием всё показали и рассказали. Поэтому я решила подписи к фотография сделать в виде цитат из истории монастыря. Всё рано лучше рассказать не смогу. А история весьма поучительная!

"Казанский женский монастырь на Горушке близ города Данилова основан в 1894 году монахиней Михаилой по благословению ее духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мирское имя ее – Параскева Петровна Козлова, она уроженка Тверской губернии, родилась в 1842 году в купеческой семье. Получив домашнее образование, она с малых лет приобщилась к церкви и уже в молодости состояла в сестрах-послушницах в Вышневолоцком Казанском монастыре на клиросном послушании.
IMG_2661





22 июля 1894 года указом Святого Правительствующего Синода по ходатайству монахини Михаилы и по представлению Высокопреосвященнейшего Ионафана, архиепископа Ярославского и Ростовского, официально учреждена была Даниловская Казанская женская община с количеством сестер, какое будет в состоянии содержать. Ее настоятельницей была определена монахиня Михаила. Земля под нее была пожертвована властями города, и это было первое из будущих многочисленных пожертвований обители. Постоянными ее благотворителями были купцы: и местные, и из других городов.
IMG_2659

С постройкой в 1899 году второго общежительного корпуса с 16-ю кельями количество сестер, которое могла содержать община, стало превышать 80 человек. В большинстве это были молодые крестьянские и мещанские девицы, родом из всевозможных губерний необъятной Российской империи, среди них около десяти были, к примеру, дочери донских казаков. В общине было всего 4 монахини, навсегда удалившиеся от общества и принявшие новые, святые имена; остальные же состояли в сестрах-послушницах, то есть исполняли различные послушания. 10 сестер состояли на клиросном послушании, две следили за чистотой и порядком в храме и прислуживали при богослужениях, другие находились при часовнях, остальные были заняты на разных работах: на месте парка Победы было поле, где они сеяли и убирали хлеб, в бору сушили сено, работали на огородах, пасеке, пасли скотину, держали лошадей, даже занимались раскорчевкой кустарников под пашню.
IMG_2658

Работать в полуобжитой общине приходилось очень много, порой и на службу-то не попадешь, оставалось терпеть и смиряться: послушание выше поста и молитвы. Неподготовленным, ленивым, слабым было трудно, некоторые не выдерживали, уходили, насильно никого в монастыре не держали. В год приходило и уходило около 10 женщин, писали заявления типа: «Дальнейшее пребывание в общине я нахожу невозможным по семейным обстоятельствам и слабости здоровья». Были и постоянные жительницы, проведшие в монастыре всю жизнь и либо нашедшие на монастырском кладбище последнее пристанище, либо ставшие свидетельницами его разгона.
IMG_2662

Вообще, по существу, это было маленькое женское царство, самодостаточное, молитвенно сосредоточенное, но не отгородившееся от мира, а наоборот, делающее к нему встречные шаги. С самого своего начала общиной была начата активная благотворительная и общественная духовная деятельность. Организовывались и поддерживались различные приюты, богадельни, для них заготавливались продукты. Известно, например, что для заключенных тюремного замка сестры шили одежду, квасили капусту. Сама живя благотворительностью, община организовывала и направляла поток пожертвований на нужное дело. В 1897 году в бору, у перекрестка Романовской и Вахтинской дорог, открыта была небольшая деревянная часовенка. (это местечко из предыдущего моего поста - где стоят сказочные скульптурки) Торговые люди, ехавшие по этим дорогам на ярмарки, останавливались около нее, молились и делали пожертвования. На железнодорожном вокзале в том же году была установлена большая икона Казанской Божьей матери в киоте (застеклённом шкафчике – божнице) с кружкой для пожертвований.
IMG_2660

В один прекрасный день августа 1897 года с вологодского поезда сошел в толпу горожан знаменитый священник, отец Иоанн Ильич Сергиев, известный в народе как Кронштадтский. По пути из Петербурга на север, посетил он город Данилов, прослышав о юной быстрорастущей общине и о деяниях Михаилы. Благословляя всех, он проследовал на Горушку, где в тот же вечер совершил в Казанской домовой церкви всенощное богослужение. Беседуя перед службой с отцом Иоанном, настоятельница Михаила испросила у него святого благословения на постройку в общине большого трехпридельного храма во имя Казанской иконы Божьей матери. (того самого, в котором мы сейчас и находимся)
IMG_2674

Благословение свое отец Иоанн Кронштадтский с радостью дал, одобрив замысел и обещав подыскать в Петербурге хорошего архитектора (по легенде он даже освятил закладку собора). Не задерживаясь долее, он отбыл на родину в Архангельскую губернию, останавливаясь по пути в каждом селении, засевая словом Божиим благодатную ниву русских просторов. Летом 1900 года технико-строительным комитетом при хозяйственном управлении Святейшего Синода был рассмотрен и одобрен к исполнению проект трехпридельного храма петербургского архитектора В.А. Косякова для женской Казанской общины в городе Данилове. Гражданский инженер В.А. Косяков (1868–1921) известен как автор известного Морского собора в Кронштадте, подворья Киево-Печерской лавры на Университетской набережной в Санкт-Петербурге и многих других сооружений в различных городах России.
Без имени-1

Разрешение на строительство было получено, но оставалось еще одно важное дело. Община окрепла, обстроилась, выросла, приобрела известность и славу в округе – настало время приобрести ей более солидный статус. 25 сентября 1900 года Михаила подаёт в Синод рапорт, в котором сообщает о состоянии общины. В нём были такие слова: «Монастырское богослужение в местности нашей, заражённой расколом, по отзывам богомольцев, весьма нравится населению». 6 февраля 1901 года указом царя обращена была Даниловская Казанская женская община в монастырь с тем же названием. 10 февраля Михаила ездила в Ярославль, где в Крестовой церкви была посвящена архиепископом Ионафаном в сан игуменьи. И в том же году летом под будущий собор завершен был огромный фундамент из бутового камня (в городе думали даже, что под собором будут монашеские кельи) – строительство шло полным ходом.
IMG_2669

В первые годы, благодаря накопленным заранее материалам и средствам, стройка споро двигалась вперед, точнее вверх: в 1901 году был завершен фундамент из бутового камня и дальше, кирпич за кирпичом, вырастали из земли красные стены, стянутые щетинистой сеткой строительных лесов. На стройке и на кирпичном заводе работали нанятые работники; для них были построены бревенчатые бараки. Шли месяцы, собор медленно подрастал, но... слишком медленно, гораздо быстрее таяли силы и средства молодых сестер-послушниц, вынужденных работать и на монастырь, и на собор. В Данилове замечали их тяготы и жертвовали чем могли. Но все-таки бремя было слишком тяжелым, и сочувствие даниловцев, и поддержка благотворителей не помогли, когда наступили черные дни для обители. 2 января 1909 года не стало великого праведника, дорогого батюшки, как звали его в народе, покровителя и благодетеля общины Иоанна Кронштадтского, а через несколько месяцев слегла и матушка Михаила.
IMG_2670

Не прошел и год, как после смерти своего духовного наставника отошла в жизнь вечную основательница и устроительница общины и погребена была рядом со своим детищем – домовой церковью и келейным корпусом. Отпевание и погребение игумении Михаилы совершил, будучи Архиереем Ярославской епархии, святитель Тихон (Белавин), впоследствии Патриарх Всея Руси. Прибывшая вскоре новая настоятельница, назначенная Синодом на место почившей Михаилы, монахиня Иоанна застала дела монастыря в крайне тяжелом положении, с недостроенным собором и пустым кошельком. Для продолжения строительства не имелось ни средств, ни достаточного количества стройматериалов. Трезво оценив ситуацию, Иоанна принимает решение остановить стройку. Всю деятельность монастыря она направляет отныне на повышение благосостояния и на развитие самой общины.
IMG_2673

Обладая довольно твердым характером, Иоанна быстро привела в порядок хозяйственную деятельность общины, и она снова стала крепнуть и расти. В течение 1910-1911 годов была построена новая каменная трапезная с хлебопекарней (просфорной), сейчас - детский дом. Выросли новые хозяйственные постройки: дом для сестер-скотниц, котельная для сушки конной сбруи, амбары. В новом каменном доме устроена была живописная мастерская, сестры занялись иконописью. Монастырь зажил полнокровной жизнью. И все бы хорошо, кабы не позеленевшие стены и не сгнившие леса Казанского собора. Доведенный лишь до главного карниза, непокрытый, открытый дождям и ветрам, он постепенно погибал. Штукатурка отсыревала, в стенах появились трещины. На постройку собора уже израсходовано было 75 тысяч рублей. Чтобы покрыть его, как минимум, требовалось еще 40 тысяч, не говоря уже о полной внутренней и внешней отделке. Таких денег у обители не было. Положение еще более ухудшилось, когда определением Святейшего Синода от 26 июня 1910 года запрещались неорганизованные, самочинные сборы пожертвований без особого распоряжения Епархиального Архиерея, а ведь они составляли значительную часть дохода общины.
IMG_2679

Доведенная до крайнего отчаяния, игуменья Иоанна в феврале 1912 года запросила отставки у обер-прокурора Святейшаго Синода, сенатора и члена Государственного Совета Владимира Карловича Саблера. Читая это прошение, даже сейчас, спустя много лет, живо ощущаешь несчастье, пронизывающее эти строки, пропитанные слезами безысходности и душевных терзаний: "Я употребляю все старание, отыскиваю благотворителей, но к величайшему моему огорчению, все мои труды напрасны, так как в настоящее время почти невозможно найти благотворителей, которые бы сочувственно относились к св. храмам, а особенно к монастырям... Совесть сильно мучает меня, что я бессильна помочь монастырскому горю. ..... Благоволите, Ваше Высокопревосходительство, уволить меня от должности настоятельницы сего монастыря и назначить мне где-нибудь уголок, хотя бы даже на покое, только с назначением общей монастырской трапезы и отопления, принимая во внимание мои труды в течение 20-летней жизни в монастырях и из них 12-летней службы в должности настоятельницы.
Простите, Ваше Высокопревосходительство, за настоящее письмо, но верьте, что я падаю духом, не видя ниоткуда поддержки, и при этом моя совесть говорит мне, что я дальше не должна оставаться на настоящей должности, простите, ради великих дней Святой четыредесятницы."
IMG_2681

Через два месяца после этого письма матушка Иоанна скоропостижно скончалась. Быть может недолеченная хворь, или же сопереживание несчастиям вверенной ей обители подломили её здоровье на сорок девятом году жизни. Сёстры похоронили её за алтарём недостроенного Казанского собора, которому игуменья Иоанна отдала последние годы жизни. От могилы этой тоже не осталось сегодня никакой памяти, лишь самые древние старушки с трудом припоминают где она была.
Внезапная кончина матушки Иоанны от горестей и болезней в 1912 году, сильно скорбевшей о состоянии монастыря и недостроенного, гибнущего под снегом и дождем Казанского собора, очевидно, привлекли наконец-то внимание чиновников Святейшего Синода и его главы, господина обер-прокурора В.К.Саблера. С назначением новой настоятельницы в Даниловский монастырь с благословения Архиепископа Ярославского и Ростовского учрежден был строительный комитет, в число членов которого усердно приглашались лица, пожелавшие прийти на помощь комитету своими посильными пожертвованиями. Строительство собора, спустя почти 7 лет простоя, было возобновлено лишь летом 1915 года.
IMG_2675

текст(с)http://demetra.yar.ru

ЗЫ: Продолжение, как всегда, следует...

Comments

( 2 комментария — Оставить комментарий )
girafanya
21 фев, 2014 15:29 (UTC)
Интересно читать...
shiha_shiha
21 фев, 2014 16:07 (UTC)
ага, мне тоже было интересно узнать тонкости бытовой монастырской жизни, особенно ещё той - дореволюционной..
( 2 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Декабрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Разработано LiveJournal.com