?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Родительская суббота.

Сегодня Димитриевская родительская суббота. А вчера во всех храмах и монастырях служили Заупокойную всенощную (последование великой панихиды) - Парастас. Не могу сказать, что я их очень люблю (к сожалению бываю на них редко), но вот сама атмосфера, сам молитвенный дух - это конечно нечто незабываемое.
Собственно сами родительские субботы - это дни поминовения всех от века усопших православных христиан. И тех, кто умер чинно и непостыдно, и тех кто бесследно канул в боях, плену и других странных или страшных обстоятельствах. Димитриевская суббота вещь для меня особая.
Как все прокрастинаторы, я долго раскачиваюсь, но быстро запрягаю. А Димитриевская последняя в этом году родительская. И если все остальные я теоретически могла профилонить, то на эту последнюю вынь да положь уж обязательно нужно собраться. Вот мы с мамулей, по традиции, собрались и поехали в Сретенский монастырь.
Ещё царь Иоанн Грозный повелел в Димитриевскую родительскую субботу "петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить", ну и мы туда же. Канунный "столик" был завален в несколько рядов "кормами" от прихожан. Народу - не битком конечно, но очень и очень. Мы приехали за полчаса до начала, поэтому стояли впереди вполне свободно. А сзади как обычно - плечом к плечу.
Служил о.Иов. Его тихонький дребезжащий голос пробирал до самого нутра. Вот как так может быть? Ни громкий, ни внятный, ни с правильными интонациями, а поди ж ты... стоишь и ловишь каждое произнесённое слово, словно держишься за звучащие канаты, уходящие в небо. И вроде не дерзновенно, и не настойчиво, но с такой верой произносит он свои прошения, что понимаешь - вот он живой пример христианской веры.
06.11.2015
Парастас служат в тёмном храме, только лампадки да свечи озарят своды. Темнота тут как напоминание нам о том, что любая человеческая жизнь имеет свой конец. И о том, что там за гробом - наши родные и близкие тоже стоят "в темноте", если никто не молится о них. Для них наши молитвы и добрые дела и есть тот свет, который им потребен -"ибо не может сама (душа умершего) творить добрых дел, которыми могла бы умилостивить Господа. Молитва – наш подарок усопшим. По словам святых отцов, они нуждаются в нашем поминовении, как нищий в ежедневном куске хлеба." (с)

Comments

( 23 комментария — Оставить комментарий )
nikolaeva
7 ноя, 2015 20:54 (UTC)
Вечная память всем.
shiha_shiha
7 ноя, 2015 22:23 (UTC)
Со святыми упокой...
tanja_shi_no
7 ноя, 2015 22:04 (UTC)
Да: день важный. Вечная память всем усопшим...

А можно спросить по поводу этой фразы: "Ещё царь Иоанн Грозный повелел в Димитриевскую родительскую субботу "петь панихиды и служить обедни по всем церквам и общую милостыню давать, и кормы ставить", ну и мы туда же." Почему именно Иоанн Грозный? Меня удивил этот авторитет...
shiha_shiha
7 ноя, 2015 22:22 (UTC)
При всех своих "закидонах" Иван Грозный был очень набожным человеком. А это просто выдержка из его указа. Обычно поминали всех на Радоницу, а родительские субботы это уже более позднее нововведение в нашей церкви. В этот день не было принято служить панихиды, родительская суббота в Типиконах и Минеях упоминалась редко, вот царь и повелел (вернее подтвердил) эту традицию. Это период когда Никон вносил реформы в церковное служение, быть может указ связан еще и с этим.
tanja_shi_no
7 ноя, 2015 22:25 (UTC)
На мой взгляд, "закидоны" его таковы, что никакая набожность его не спасет. Теперь поняла, что ты имеешь в виду просто период времени. :) Однако упоминание этого человека, меня напрягло, конечно. Тут как со Сталиным все. :);)
shiha_shiha
7 ноя, 2015 22:29 (UTC)
про закидоны - согласна... трудно понять этого человека, его шарахание из стороны в сторону...
со Сталиным - вообще туши свет... вообще любая властная личность вызывает жаркие споры за и против.
tanja_shi_no
7 ноя, 2015 22:30 (UTC)
Да: любят люди поспорить... :):)
girafanya
7 ноя, 2015 23:15 (UTC)
Никон и Иван грозный это разное время, разница лет в100
shiha_shiha
7 ноя, 2015 23:20 (UTC)
спасибо за поправку, Аня, я не очень хорошо знаю тот отрезок истории...
shiha_shiha
7 ноя, 2015 23:21 (UTC)
тут меня Анечка поправила - между Никоном и Грозным лет сто времени... значит я ошиблась...
solan7a
7 ноя, 2015 22:56 (UTC)
спасибо..
как нищий в ежедневном куске хлеба." (с)
shiha_shiha
7 ноя, 2015 23:03 (UTC)
Re: спасибо..
для меня почему то важно помянуть всех моих родных быть модет от того, что я часто думаю: а кто будет поминать меня?
solan7a
7 ноя, 2015 23:08 (UTC)
Re: спасибо..
этот вопрос меня уже не волнует, именно недавно поняла. Сколько мы молимся о других - равносильно тому - сколько мы молимся за себя авансом. Господь все засчитает. ПОэтому сейчас и за всех надо молиться пока мы живы.
shiha_shiha
7 ноя, 2015 23:13 (UTC)
Re: спасибо..
быть может да, быть может нет... да и как кто молиться - тоже вопрос... я вот вечно понуждаю себя, пытаюсь держаться правила (хоть постами), да и то мысли убегают... :( молитвенник из меня скажем так - фиговый...
solan7a
7 ноя, 2015 23:16 (UTC)
Re: спасибо..
дела твои - это молитвы, чем сделаешь больше добра, они и будут твоей молитвой. Я перестала париться на тот счет, кто за меня будет молиться. Бог подаст молитвенников!!
solan7a
8 ноя, 2015 15:53 (UTC)
Re: спасибо..
"Более того, по твердому учению Церкви, характер нашей духовной жизни влияет и на участь усопших. Церковь с самого начала своего существования молится об усопших с верой в то, что есть возможность изменить их состояние. Это изменение происходит не каким-то внешним, принудительным путем, но по молитвам Церкви, нашим молитвам и в зависимости от изменения нашего духовного состояния. Мы, живущие, ради любви к усопшим, которые сами уже ничего сделать не могут, можем оказать им существенную помощь через очищение своей души исполнением заповедей, покаянием, Причащением, делами милосердия. Поэтому, кто хочет действительно помочь усопшим, должен не просто свечку поставить или записку написать, но взять на себя хотя маленький подвиг ради того усопшего, которого поминает. Вот тогда эта молитва будет действенна"
http://bezverxa.livejournal.com/101868.html
shiha_shiha
8 ноя, 2015 16:56 (UTC)
Re: спасибо..
Да, спасибо!
girafanya
7 ноя, 2015 23:31 (UTC)
Людочка, последний абзац твоего рассказа меня потряс.
Мы получаем от Христа спасение даром, по Благодати, это не нужно заслуживать. Когда мы творим подвиги, и хотим быть лучше, мы таким образом благодарим за спасение. О какой ты теме говоришь после смерти? Немало богослов даже писали, что мы из света этого мира сразу переходим в свет Христов.
О мертвых мы молимся, потому что они живы( у Бога все живы), хоть и покинули этот грешный мир и мы таким образом символизируем, что в общении с ними.
Темнота в храме естественна, этож вечером служат, можно, конечно, интерпретировать, для нас то, что за гранью мира лежит в неизвестности, как во тьме, мы ничего не видим нашими глазами и сердцем.
"Умилостивить Господа" ( как будто это мститель какой) - да делами никто не оправдается! Это есть в Евангелии и у ап.Павла, иначе, зачем Христос приходил и Воскрес и зачем тогда Благодать?
shiha_shiha
8 ноя, 2015 16:32 (UTC)
Анечка, последний абзац это цитата валаамаских монахов. Так они считают, и так считаю я, поэтому и написала в своем тексте.
Я писала о той тьме, которая может встретить нас после смерти. Есть ад и есть рай, и не известно кто куда из нас попадёт. Может богословы и писали, что мы переходим из этого мира сразу в свет Христов, но увы, пока не помрёшь - не проверишь что и как там будет. Но одно ясно, что мытарств не избежать, и зная свои грехи не факт что это будут райские кущи.
Если бы по умолчанию все сразу попадали в Божественный свет, в рай, то не было бы столько молитвенников за души наша, столько святых и просто монахов. Зачем? Можно жить не тужить - мы же получим спасение от Христа даром. Не нужно поститься, молиться, проявлять аскезу. Но ведь в Евангелии от Матфея прямо сказано: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его". (Мф. 11:12). В данном случае ключевые слова "употребляющие усилие".
А что до темноты в конкретном храме. Служилась всенощная, а по уставу на шестопсалмии всегда погашаются огни: "Время шестпсалмия символически изображает состояние человечества, погруженного в духовную тьму перед приходом в мир Спасителя мира. (с)о.Иов Гумеров
girafanya
8 ноя, 2015 16:36 (UTC)
ты рассуждаешь, как раб, который пытается заслужить спасение, а мы спасение уже имеем и не заслуживаем добрыми делами, а славим Бога.
Я в мытарства не верю, они все слишком похоже на наш мир и страдания в нём. Ничего истинного тут выдумать невозможно про жизнь с Богом после нашей смерти тут. Это всё не догматизировано, сказки, одним словом.
Я верю в Христа, в Евангелие (благую весть)
shiha_shiha
8 ноя, 2015 16:55 (UTC)
Ну тогда и все монахи рабы, т.к еще раз говорю, что я лишь процитировала то, что они сказали...
А я верю в мытарства, ой как верю. Но об этом мы узнаем позже. :)
istanaro
8 ноя, 2015 17:30 (UTC)
На мой взгляд один из самых разумных ответов на проблему, из интервью с прот. Павлом Великановым ( http://www.pravmir.ru/kak-zhit-esli-est-smert/ ):

Корреспондент: – Что происходит с душой после смерти? Вот с одной стороны, есть «Мытарства блаженной Феодоры». А с другой стороны, «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь (Ин.5:24)».

Прот. Павел Великанов: – Вот когда попадём туда – тогда и узнаем. Еще раз повторю: Бог не устраивает никогда человеку подлости, хоть здесь, хоть там. Как писал в одном из своих произведений К.С. Льюис, Там мы получаем то, к чему стремились на самом деле. Конечно, есть в православной традиции свидетельства о мытарствах, но это ведь не более чем попытка втиснуть в наши, земные человеческие понятия опыт, который невозможно выразить языком. А вот как инструмент для воспитания внимательного и ответственного отношения к жизни – очень даже может быть полезным.
shiha_shiha
8 ноя, 2015 17:35 (UTC)
спасибо, Алексей, обязательно прочитаю...
( 23 комментария — Оставить комментарий )

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Разработано LiveJournal.com