?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Статья для размышления. Для себя. Можно не комментировать.

Из досье. Инна Богородицкая – лингвист, психолог, логопед. Окончила филологический факультет Северокавказского государственного университета и факультет психологии Открытого университета в Москве по специальности логопед. Руководитель детского центра «Оранжевый квадрат».


- Инна, расскажи о своем знаменитом прадеде, который положил начало педагогической династии вашей фамилии.

- Мой прадед Алмахсид Кануков был автором первой азбуки и издателем первой газеты в Северной Осетии. Он ездил по горным аулам, собирал детей и учил их грамоте. Еще занимался сбором фольклора. Прадед был одержим просвещением. Его дочка, моя бабушка, тоже была педагогом. Она окончила МГУ и во время войны работала завучем сельской школы, а в 50-е годы поехала в Китай и преподавала китайским студентам. И мама у меня преподавала. Она и передала мне желание заниматься с детьми.



- Ты автор интересных методик. Кто повлиял?

- Фантастический, гениальный педагог Николай Александрович Зайцев. Когда я попала на его семинар, я поняла, что такое педагогика. Он создал систему изучения языка. У нас он не очень-то официально признан (нет пророка в своем отечестве), но во всем мире его методиками активно пользуются.


- Расскажи о своих ноу-хау.

- Я работаю на стыке психологии, медицины и педагогики. Одна из проблем, с которой я сталкиваюсь у молодого поколения – книгобоязнь, я даже такой термин изобрела. Современный ребенок в своей массе (есть, конечно, исключения) не просто не дружит с книгой, а ненавидит и боится ее. Вплоть до того, что при чтении у него начинаются проявления соматического характера – нервное покашливание, например. Процесс отторжения от книги – это процесс отторжения от культуры и духовности. Ребенок лишен качественной речевой среды.

Что делать? В поисках ответа на этот вопрос я добрела до методов арт-терапии – воздействие танцем, фотографией, театром, кино. В этом мне помог мой второй главный учитель Марк Евгеньевич Бурно.


- Кинотерапия? Но современная кинопродукция тут вряд ли подходит.

- Я использую в основном наши фильмы до 1985 года. Помимо высокого качества, в том кино большое внимание уделялось нравственным проблемам. Советское детское кино – это мощное эмоциональное воздействие и прекрасная речевая среда, которой ребенок, к сожалению, сейчас лишен. На этих каникулах я с детьми посмотрела фильм «Чудак из 5-го «Б». Образец речевого общения детей и подростков. При этом герои картины живые, ведут себя очень естественно. Когда я пересматривала этот фильм, я снова, как в детстве, в него влюбилась.


- Ты-то – понятно. А дети, которые насмотрелись всякого… сама знаешь чего? Как восприняли ленту они?

- А дети – да, сначала они фильм совершенно не поняли. К такому кино современных детей надо готовить. Главного героя они восприняли как смешного и неуклюжего дурачка. Они привыкли к суперменам, к Человеку-пауку. А тут – какой-то странный парень с какими-то странными поступками. Но после фильма я устроила обсуждение и потихоньку переориентировала их. Разговор получился непростой. Мы стали разбирать каждый поступок главного героя. Как он относился к первоклассникам? Что он сумел для них сделать? Как ему удалось организовать детей? Мы обсуждали и тот момент, когда герой стоит перед выбором – идти на день рождения к девочке, которая ему нравится, или к своим подопечным. Постепенно я увидела, что дети отогреваются, что у них появляется блеск в глазах. Они привыкли к фильмам-аттракционам со спецэффектами или к сериалам, где их реакцию программируют закадровым смехом. Когда перед просмотром я спросила их, что бы они хотели посмотреть, несколько человек в один голос сказали: «Ворониных».

Но возраст, с которым я работала – до 14 лет – хороший, пластичный. С десятиклассниками было бы сложнее. А эти пока открыты, непосредственны и благодарно воспринимают все новое и хорошее. Если вовремя дать инъекцию от пошлости, это рано или поздно сработает, отзовется.


- Что бы ты изменила в нынешней системе школьного образования?

- Многое, но в первую очередь я бы вывела детей из душных классов и повела бы их на улицу и в музеи, на выставки. В таком городе, как Москва, кощунственно 11 лет держать детей на ягодицах. Наш город открывает потрясающие возможности. В музеях работают увлеченные люди, которые передадут детям свою увлеченность. И дети начнут понимать, что от процесса получения знаний можно испытывать удовольствие.

У Паустовского есть фрагмент «Вода из реки Лимпопо». Учитель географии ставил на стол бутылки с жидкостью желтоватого цвета, на каждой из которых была своя надпись: «Вода из Черного моря», «Вода из Ганга», «Вода из Тихого океана» и т.п. Дети всегда толпились у этих бутылок. И только когда закончили школу, узнали, что в бутылках была обычная водопроводная вода. Таким образом учитель будил в них воображение.

Это главное в жизни – воображение. Оно отличает человека от животного. Воображение создало мир и все прекрасное в этом мире. Все, что человек делает в своей жизни необычного, он делает благодаря силе воображения. А сила эта произрастает и формируется в детстве, когда ребенок кругом видит тайны. Потом чувство тайны в отношении к миру уходит. Но человек способен его сохранить, если понимает, как важно воображение, и развивает его.


- Какие еще направления арт-терапии ты используешь в работе?

- Фототерапию. Еще Фрейд прибегал к этому методу. Здесь много способов. Например, беседа с ребенком по готовой фотографии, содержащей тайну, загадку. На фото могут быть либо необычные люди со странными позами, либо какое-нибудь таинственное место. Ребенок говорит, что он по этому поводу думает, и я проникаю в мир его проблем. Ведь человек, о чем бы он ни говорил – о фильме, книге, фото, - всегда говорит о себе.

Еще способ – дать ребенку фотоаппарат и отправить на улицу снимать все, что он хочет. Или в семью. Или разрешить делать ему фото на уроках. Или снимать его и потом показывать ему эти фотографии, чтобы он себя идентифицировал. Когда мы смотрим на себя в зеркало, мы видим то, к чему подготовились, что ждём увидеть. А неожиданная съемка дает нам новые мысли о себе.

Использование такого мощного оружия, как искусство, может очень помочь и правильно сформировать.


- Но дети все равно будут ходить на блокбастеры. Скажи, а что плохого в Человеке-пауке? Герой, делает добро, сильный, справедливый.

- Дело в том, что это образ синтетический. Психиатры к таким образам относятся очень осторожно. Есть традиционно-фольклорные персонажи, проверенные поколениями: Спящая красавица, Баба Яга, Леший, волшебники, духи дома. С ними все ясно. Но пока неизвестно, какое влияние на подсознание оказывают синтетические герои, придуманные недавно. Я проходила практику в детской психоневрологической больнице № 6. У двоих детей после просмотра известного японского мультфильма случился эпилептический припадок.

Еще примеры о воздействии массовой культуры. Учителя и родители приводят ко мне детей с жалобами на то, что они плохо слышат. Начинаю проверять – слух стопроцентный. А дело вот в чем. Если ребенок с детства растет в комнате, где постоянно работает телевизор, у него вырабатывается рефлекс - не реагировать на речь. Там же часто крики, вопли, и у него срабатывает защитная реакция – не слышать всего этого. Есть такое понятие - регулирующая функция речи. В итоге ребенок и на уроке не придает значения словам учителя, если тот не слишком артистичен, воспринимая речь педагога как фон. А постоянные ужасы и насилие в блокбастерах вызывают у него эмоциональную тупость. Это диагноз, который можно поставить подрастающему поколению. Одно дело – очищающее страдание, катарсис, другое – щекотание нервов спецэффектами. Читатели ЖВ поймут, о чем я говорю.

Чтобы воспринять произведения русской классики, у детей нет даже необходимого словарного запаса, не говоря уж о нравственных идеалах, которые там обсуждаются и которые большинству непонятны и незнакомы. Мы провели эксперимент в хорошей московской школе. Спросили: что такое отдаленная губерния. Получили ответ – деревня. Кто такой дворянин? – Нищий крестьянин, который ходит по дворам. А дворянка? - Его жена. Что значит «уйти в отставку и заняться хозяйством?» – Не работать, сидеть дома, гладить и стирать.


- В воспитании нужны запреты, жесткость?

- Если вы хотите ребенка поругать, надо сначала напрячься, сделать глубокий вдох, выдохнуть и найти три пункта, по которым можно его похвалить. Сделайте это, а потом – ваше замечание. Вот это ты хорошо сделал, и это тоже. А вот это пока слабовато, почему? Маленьких надо больше гладить по голове, это в том числе стимулирует развитие интеллекта.

Когда ребенок лежит спиной к животу мамы или папы, он чувствует себя максимально защищенным. В такой позе хорошо заниматься чтением с повторением. Родитель читает, ребенок повторяет понравившиеся слова и фразы.


- Инна, что-нибудь оптимистическое напоследок?

- Если внимательно относиться к жизни, к себе и к своим детям, эмоциональная тупость нам не грозит.

17 ноября, 2010 14:24
(с)
http://zhukvesti.info/articles/detail/13797/

Comments

( 10 комментариев — Оставить комментарий )
savimar1
11 дек, 2015 16:49 (UTC)
Из сегодняшней переписки в группе скайпа
"Жил какое-то время в Израиле. Там, естественно, все пашут как лошади. И подметил у детей занятное свойство: в них нет теплоты что ли. Да, они не летают по улицам, не разбивают носы, там до 9 лет вообще запрещено быть без сопровождения, санкции родителям будут ужасающие вплоть до лишения родительских прав. Но самое главное - родители не успевают уделять детям внимания и те растут не детьми, а юными гражданами своей страны. Может оно и правильно, но очень уж по-роботски, без души. Для них даже дружба- что-то вроде формальности."
shiha_shiha
11 дек, 2015 18:19 (UTC)
Ну все люди разные.. Я знаю не так много израильских многодетных семей, но из тех что знаю, могу сказать, что детьми там качественно занимаются. Причем в классическом варианте советского образования: сад, няньки, кружки музыка, игрушки и т.д.
Так что однозначного вывода сделать невозможно. Всё индивидуально.
istanaro
11 дек, 2015 16:55 (UTC)
Про слова -- всегда так было. Кажется, Андроников (и не только!) вспомнил про похожее задание в школе, и вот на выражение "городской голова" рисовали город, на котором лежит голова, а барышник -- это человек, который вместо работы бегает за барышнями. Там еще такого полно было.

Edited at 2015-12-11 16:56 (UTC)
shiha_shiha
11 дек, 2015 18:23 (UTC)
Да, было дело. И мы тоже многие термины не знали, и могли себе что угодно нафантазировать. У каждого поколения свой сленг и своя потребность в старинных словах. Но есть всё же среднестатистический уровень грамотности школьников. И если ученик опускается ниже его - значит с образованием беда. нужно что то срочно исправлять.
girafanya
11 дек, 2015 18:08 (UTC)
очень много притянуто :) Вот только одно:
Я себя помню хорошо. В школе я речь на уроках не слышала и не различала. А у нас не было телека до моих 21 года.
Вообще, описание каких-то аутистов. Здоровый ребёнок всё прекрасно понимает и чувство юмора у здоровой психики всегда нормальное. А чувство юмора отвечает за восприятие героев и так называемых синтетических.
Вспомни себя в детстве
shiha_shiha
11 дек, 2015 18:28 (UTC)
Быть может и притянуто. Я для себя выделила два интересующих меня пункта - синим цветом. Все мы разные и у нас разные эмоциональные составляющие. Я разделяю то, что я выделила.
На работе я сижу в комнате, где ТВ работает по 12 часов не выключаясь. Меня это ужасно утомляет. Кроме того, в нашем коллективе постоянно ведутся разговоры то телефону - я легко не слышу о чем говорят коллеги, потому что научилась абстрагироваться от их телефонных разговоров (иначе я просто бы с ума сошла).

И про эмоциональную тупость - могу подтвердить. Тоже из разряда своей работы. Увы. :(

girafanya
11 дек, 2015 18:30 (UTC)
Людочка. а мне это видится религиозной проблемой про тупость
shiha_shiha
11 дек, 2015 18:37 (UTC)
может быть... точный диагноз поставить проблематично! :)
yulala_borka
11 дек, 2015 22:07 (UTC)
ну про телек верно на все сто
2_oi_shans
12 дек, 2015 08:10 (UTC)
Извечная проблема- "проблемы с новым поколением" ). Какие же, интересно, будут с проблемы с "новым поколением" у детей наших детей...
( 10 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Февраль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   
Разработано LiveJournal.com