?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эски-Кермен

...были мы там 2 мая прошлого года... так что самое время фото выложить! тем более что погода там, на этих фоточках, весьма и весьма сомнительного качества... даже пересматривать не хотелось... а сейчас за окошком солнышко, тепло и радостно, так что и бояться нечего... :)
в общем вот:
самое страшное, чего боялась наш гид Танечка, это отправиться в горы в дождь... причем боялась за нас... нам, изнеженным офисным аборигенам, ползать по мокрой траве не самое приятное времяпровождение... но закон Мёрфи еще никто не отменял!
в общем балка Каралезской долины нас встретила хмурым небом и накрапывающим дождиком...а ведь за час до этого, в Севастополе, светило солнышко и пели птички...




да и мы по началу не просекли что нас ожидает... у подножия носились очаровательный пигги, которых так и хотелось потискать... хотя отдельные экземпляры уже никак не тянули на "мини"... хАрошие такие кабанчики!!!


в общем, собравшись с духом, пошли вперед... ибо отступать некуда, позади Москва все равно отпуск - гулять, так гулять!


забегая скажу, что никто из нас ни на секунду не пожалел, что по такой погоде смотрели Эски-Кермен... да, сыро, да прохладно, ладно, скажу честнее: дождь и противно, но ведь вокруг такая красота и такое величие природы и истории!!! мне понрвавилось очень!!! в таких условиях есть своё очарование!!
первая остановка у храма "Трёх всадников"


стоит эдакое каменное яичко, а внутри, в скорлупке, устроен храм... причем, если верить всяким датировкам, то храм 12-13 века...
фото у меня вышли кошмарно некачественные, вернее сказать - совсем не вышли.. но я решила все же их показать... в храме есть окошко и две двери... одно с решёткой, вот через прутья засовываешь руку и щёлкаешь наобум, ибо храм закрыт..


существует куча легенд что это за храм: от сына князя, который здесь охотился и на него при землетрясении упал этот камень и в память этого сделали из этого камня храм, до храма-памятного знака в честь последнего воина, погибшего защищая город... боюсь что никто и никогда не установит причину... да и разве дело в ней? дело в памяти и признательности...


на стене храма фреска - три всадника (по этой фреске и имя храму дали)... средний поражает копьем змея, двое других держат копья остриями вверх... у одного из всадников на крупе коня видна фигура мальчика... под фреской надпись по гречески: "Иссечены и написаны святые мученики Христовы для спасения души и отпущения грехов" - это я уже в инете нашла, потому что на фото надпись почти не читается...


внутри в храме были устроены две гробницы (ниши в полу) - одна взрослая, одна детская... и думается мне есть какая то связь между ребёнком на фреске и маленькой гробницей...
фреску датируют по кусочку надписи: «лета 67..» (от сотворения мира) т.е. возможно 12.. год - это период 1192-1292 гг.
в соседнем камне высечено небольшое помещение, над ней, в верхней части камня вырублены гробница и ведущая к ней лестница... вокруг храма "Трех всадников" расположены земляные склепы и грунтовые могилы, правда их не видно и нужно знать где их смотреть... вобщем всё это говорит, что там был некрополь и храм этот кладбищенский...


на плато, на котором расположен древний город, мы забрались под откровенным дождём... не проливным, конечно, но...
и без того чистые улицы города призывно блестели мокрой мостовой...


мы поспешили укрыться в храме в начале главной улицы...
вернее это комплекс смежных пещер, который иногда называют "судилищем".. но вообще это большой храм... вернее его самая древняя часть, сооруженная одновременно с крепостью...


напротив входа расположена апсида с епископским креслом , на другой стороне справа — скамьи для прихожан, слева — купель... церковь с епископским креслом дает основание предполагать, что в Эски-Кермене находился центр епархии...


из "окошек" потрясающий вид на долину...
наверное здесь еще был дозорный пункт..


между нами и жителями Эски-Кермена почти тысяча лет... ровно столько же как между ними и первыми христианами... настоящие ценности - вечны!


не пугайтесь, это я... мокрая и замерзшая, но все же довольная! хотя по физиономии не скажешь... :)


как это ни странно, но древние города тоже строились и расширядись... это нам кажется, что вот они изначально были "такие" каким мы сейчас их видим... на самом деле они менялись со временем... вот и храм расширили к северу... в полу устроили могилы и усыпальницу, прорубили еще один выход на главную улицу...


остались только стенки... а веь внутри них было побелено и расписано, висели драпировки... трудно себе все это представлять...


еще одни кусочек храмового комплекса...


поскольку Эски-Кермен город-крепость, то везде видны всякие укрепления, дозорные пункты, казетматы... в этом деле я не очень разбираюсь, поэтому я просто любовалась видами "из окошка"...


не знаю как раньше, а сейчас Эски-кермен весьма оживленное место... даже в такую сказочную погоду, как нам досталась... и стар и млад снуют по пещерам и дорогам...


вообще нужно там гулять с толстенным путеводителем, который бы рассказал (и показал) что вы сейчас перед собой видете!!! потому как для меня вот эта дырка в "крыше" ну ничего не говорит... а на самом деле может это нечто потрясающее!!!


а вообще виды сверху открываются потрясающие!!!
немного фантазии, немного знаний истории и вот ты уже житель Старой Крепости...


а еще бОльшую фантазию нужно применить, что бы вот в этой груде камней увидеть улицы или определить что это был жилой дом или какое нибудь зернохранилище... большой респект историкам и археологам!


мы там долго ходили-бродили, все тщательно рассматривая и представляя как здесь могли жить люди...


и добрели до ещё одного интересного храма... вернее добрела я одна.. потому что спуск в него был очень опасный в такую мокрую погоду... но разме могда я туда не пойти?
пришлось очень аккуратненько спуститься (ибо он расположен на краю обрыва) и еще быстро сделать несколько снимков, пока группа меня терпеливо ждала...


храм этот получил название "Успения", ну Успение у нас одно: Божией матери...
вот что пишут историки: "...Первоначально была вырублена цистерна. Затем, в XIV в., создается храм, возможно, в память об одном или двух погибших здесь защитниках (напомним, что рядом с пещерой имелась могила с двумя костяками). Некоторое время храм функционировал как молельня защитников Эски-кермена. После гибели поселения ...приспосабливают помещение церкви для хозяйственных целей: в северозападной стене вырубает нишу, а в ее основании - тарапан, расширяет резервуар в восточной части, оставшийся от основания цистерны. ...Скорее всего, тарапан функционировал недолго, так как фрески хотя и были исцарапаны воинственными мусульманами, но все же не были сбиты." -А.Г.Герцен, Ю.М.Могаричев


в церкви сохранились фрагменты фресковых росписей... вот как их описывают историки: "Сохранилась она в фрагментарном состоянии ... На простенках апсиды - Благовещение. В конце - Деисус в рост с огненными шестикрылыми херувимами. Ниже, остатки фриза святителей в рост. Над престолом - младенец Христос в чаше и два ангела с рипидами. По низу проходила орнаментальная панель из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образуя треугольник. В нише жертвенника - пояснение изображения Одигитрии. Рядом во всю высоту фигурка воина мученика с копьем в руке и закинутым за плечо круглым щитом, рядом такая же фигура Святителя." - Н.Репников (с)


вот нашла в сети картинку... лично я ничего такого не увидела... то ли смотреть нужно уметь, то ли со временем все утрачено...


может вы что определите?
"...Далее до угла стены занята вверху композицией Сретения, внизу тремя фигурами ветхозаветных пророков со свитками в руках. По низу всех изображений шла орнаментальная полоса - панель из треугольников. Участок стены против апсиды занят крупной композицией Успения, перевода с Афонием. Ниже идет полотенце и фриз из треугольников. На потолке две большие композиции - Крещение и рождество Христово. Первая с фигурой Иордана, льющего воду, и плавающими рыбами: вторая на фоне горного пейзажа, сильно пострадавшая. Кроме этих композиций, на притыке потолка и апсиды сохранился фрагмент медальона с бюстом Христа. Стилистически росписи относятся к XII веку". - Н. Репников (с)


в общем кругом сплошные тайны...
хочется еще разок туда прийти и уже со знанием дела все обследовать... :)



а пока обследуют "специально обученные люди"... проводят раскопки усадеб в центре крепости... ведь были постройки не только в виде пещер, но и просто строения... причем большие, целые кварталы, крытые черепицей...


лично у меня после посещения Эски-Кермена появилось больше вопросов, чем ответов...
в любом случае Старая Крепость стоит того, что бы ее навестить!


в общем, усталые и голодные довольные топали мы к автобусу...
впереди нас ждала Челтер-Коба...



Comments

( 19 комментариев — Оставить комментарий )
rey123
27 апр, 2010 18:56 (UTC)
Спасибо за интересную экскурсию.Храм "Трёх всадников"- это уникальный храм, древний.
Только от вас про него и узнала.
shiha_shiha
28 апр, 2010 09:20 (UTC)
в Крыму всё уникальное и очень древнее... и чудо что они вообще сохранились до наших дней!
ya_rinka
27 апр, 2010 22:04 (UTC)
К сожалению, "с толстенным путеводителем" не получится. Этот город не так уж хорошо описан. Хотя, конечно, кое-какая литература все же существует.

Какие вы молодцы, что решили подняться наверх при такой погоде! Второго же весь день лило как из ведра! Правда, посмотрели вы, судя по твоим фотографиям далеко не все. Но по такой погоде не особо полазишь.

Хотя в тех местах очень много интересного!
У меня все никак руки не дойдут выложить наши фототрофеи. :(((

А вот фрески в храмах, к сожалению, очень быстро разрушаются. Их бы законсервировать по всем правилам, а тут еще и богослужения проводят. Вообще-то, конечно, храмы для этого и существуют, но фрескам отнюдь не полезны чад свечей и дополнительные перепады температуры. :(((
shiha_shiha
28 апр, 2010 09:23 (UTC)
да, с путеводителями напряженка, это не Херсонес, где описан каждый камень... посмотрели действительно не всё, у нас в тот день еще была Челтер-Коба, да и в какой то момент дождь стал активнее и я просто пожалела свой фотоаппарат... и так ему досталось по полной программе...
вот поэтому хочется туда еще раз и не спешно, без группы все посмотреть!
aromatladana
28 апр, 2010 06:32 (UTC)
Спасибо, Людочка! *ностальгирующий смайлик*
А вы до самого конца дошли?

Мы доходили до скалы, после которой дороги нет - обрыв, и всё.
Там ещё одинокое дерево на склоне растёт.

Кстати, в дождик на камнях очень скользко...
shiha_shiha
28 апр, 2010 09:27 (UTC)
нет, до самого края не дошли... гулять группой это сложная задача, все же как малые дети разбегаются в разные стороны, поэтому времени на всё не хватило.. тем более что после Эски-Кермена мы поехали в Челтер-Кобу.
divnoe_divo
28 апр, 2010 07:54 (UTC)
Много я мест еще не посетила в Крыму. И это в том числе. А как ты все эти детали запоминила?
shiha_shiha
28 апр, 2010 09:33 (UTC)
побываешь еще!!! тем более из Симферополя туда весьма удобно ехать! детали? да какие детали? я наоборот думаю, что весьма "обще" написала... оно как то само запоминается... перед тем как ехать, я конечно читаю в инете где мы будем (ну общий список программы я знаю), какие то вещи про себя отмечаю - вот попадем -обрати внимание... а чтото на месте узнаю от гида, чтото потом, когда пишу здесь - сверяю названия в инете...
вот так оно и складывпается..
а потом мне просто интересно, я люблю всякие древности, я два года подряд специально ездила в Херсонес бродить там по развалинам - вот там я знаю каждый камень и для чего он, могу сама экскурсии проводить... наверное эта любовь к камням и здесь проявилась... :)
divnoe_divo
28 апр, 2010 14:42 (UTC)
Я восхищена!
nickolas_titkov
28 апр, 2010 08:31 (UTC)
Экскурсия
Превосходно!

Такие виртуальные экскурсии на самом деле здорово подталкивают к тому, чтобы отдирать задницу от стула и ехать путешествовать.
shiha_shiha
28 апр, 2010 09:34 (UTC)
Re: Экскурсия
это точно!!! я уже потихоньку ползаю по инету и читаю где что интересное увидел, какие маршруты - собираю инфу... в общем зуд путешествий во мне уже проснулся!
nickolas_titkov
28 апр, 2010 09:40 (UTC)
Re: Экскурсия
ВотЪ!

У меня большая программа, и вовсе не по «Далёким амазонкам». А в паре сотен километрах от Москвы. Полагаю, будет очень интересно.
mica68
28 апр, 2010 08:35 (UTC)
Совершенно потрясающее место!
Особенно меня поразил храм в камне-яйце...
shiha_shiha
28 апр, 2010 09:36 (UTC)
меня тоже!! это же нужно было внутри его выдолбить, ведь вряд ли он изначально был полый... причем там есть и алтарные перегородки и столбы и скамьи - и всё это каменное...
и стоит он очень эффектно, жаль я не сделала горизонтальное фото...
girafanya
28 апр, 2010 12:31 (UTC)
С огромным удовольствием посмотрела фотографии и почитала твои записи.
Очень понравилось! Мне кажется, что погода была самое то для такого путешествия. И чувство тайны и серьёзности. Меня очень впечатлила церковь в виде каменного яйца!
shiha_shiha
30 апр, 2010 14:08 (UTC)
да, я тоже думаю, что "серьёзная погода" как раз способствует торжественности момента... а под жарким солнышком начинаешь таять и уже плохо понимаешь что и как...
igorsamusenko
28 апр, 2010 19:24 (UTC)
Какие вы самоотверженные, в такую погоду по горам ходить! А как видна разница между прошлой зеленой весной и нынешней, пока ещё серой:)
shiha_shiha
30 апр, 2010 14:06 (UTC)
это сейчас понимаешь, что опасно, а тогда это было как само собой разумеющееся... :)
а весна будет... вот пригреет солнышко и в три дня все распуститься!!!
igorsamusenko
30 апр, 2010 15:18 (UTC)
Вот поморозило все, теперь тепло!:)
( 19 комментариев — Оставить комментарий )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Разработано LiveJournal.com